Мой прапрадед – Пётр Миронович Мяукин — история фронтовой фотографии
Снимок сделан в день Победы в Праге в 15 часов дня 9 мая 1945 года в день капитуляции гитлеровской Германии
Эта старая фотография много лет хранится в нашем семейном альбоме. На ней мой прапрадедушка Пётр Миронович Мяукин сфотографировался в Праге в день Победы 9 мая 1945 года. И даже его рукой отмечено время, в которое была сделана эта фотография – 15 часов дня.
На оборотной стороне он подписал так: «На память любимой дочке Анне Петровне. Отечественная война. Снимок сделан в день капитуляции гитлеровской Германии. Чехословакия, г. Прага. П. Мяукин. 15.00 – 9-05-1945 г.»
Мой любимый прадедушка Виктор Петрович Мяукин, папа моей бабушки, который дожил до моего рождения, во время войны не был ещё взрослым, ему было примерно столько же лет, сколько мне сейчас.
В Великой Отечественной войне участвовала почти вся его семья: отец (мой прапрадедушка Пётр Миронович Мяукин), старший брат Александр и старшие сёстры Анна и Екатерина. Брат Саша был танкистом, сестра Аня – связистом, Катя – санинструктором, а ещё одна старшая сестра Маша трудилась в тылу на железной дороге. Письма-треугольники их маме – моей прапрабабушке Евдокии и младшему сыну Вите, моему прадедушке, приходили с разных фронтов. Такие письма доходили за три-четыре дня. Надо же, как хорошо работала в военное время почтовая связь!
Сейчас я живу в Москве, в Рассказовке. На метро от станции «Рассказовка» до станции «Александровский сад» можно доехать всего за сорок минут. А письмо, если отправить его по почте, может идти до центра шесть-семь дней. Вот я и удивилась: тогда кругом была война, а какой был порядок с почтой!
Мой прадедушка Витя хорошо запомнил несколько моментов из писем с фронта. Однажды его отец написал о том, что встретился с дочерью Катей во время форсирования Днепра, когда объединились два Украинских фронта, в которых они воевали. Он был старший сержант, командир взвода связи, она – санинструктор. А старший брат Саша писал, как за ним однажды охотился немецкий самолёт «мессер», когда он вёл автомашину. «Мессер» кружил над ним и машину всё-таки разбомбил, но брату Саше удалось в последний момент выпрыгнуть из неё и спастись. В таких случаях маленький Витя на эти письма реагировал своим детским «салютом» — двадцать одним ударом молотка в пол.
В конце войны, когда наши войска шли по Восточной Европе, солдатам разрешили направлять домой посылки определённого веса – восемь килограммов. Это трофеи – одежда, обувь и прочее. В село Земетчино, где находились тогда Витя со своей мамой, каждый день из багажного вагона пассажирского поезда разгружали посылки, и некоторые получали их не по одному разу. Однажды мама попросила Витю написать отцу письмо под её диктовку. Сказала, пиши: «Дорогой отец! Мы живём хорошо, у нас всё в порядке, но Виктор бегает на улице босиком, и не знаем, в чём пойдёт в школу». И так далее. Витя так всё и написал, тем более что так оно и было на самом деле. И вскоре они получили посылку с тремя парами новенькой чешской обуви на толстой подошве. На посылке значилась другая фамилия отправителя. Витя потом спросил у отца: почему он раньше не отправлял посылки, и почему фамилия отправителя была другая, а не его? На что отец разъяснил ему, что отправлять посылки было некогда, всё время с боями шли вперёд, но когда получил его письмо, то первым делом в городе Брно в Чехословакии с боем захватили обувной магазин. Он рассказывал, что бой был не из лёгких, можно было и не уцелеть… А другая фамилия была потому, что ему некогда было отправлять посылку, и он попросил сделать это своего товарища, который шёл за ними, во «втором эшелоне». Услышав этот рассказ, Витя понял, каким был дурачком-несмышлёнышем, потому что писать такие письма на фронт было нельзя, ведь его отец мог погибнуть из-за пары ботинок. Хотя и маму его можно было понять, потому что ей было обидно, что многие получали посылки, а они нет.
Был ещё на войне такой страшный случай. Во время одного из боёв наши бойцы освободили от фашистов деревню и обнаружили там изуродованного немцами убитого советского солдата. На теле его были вырезаны пятиконечные звёзды. Было и такое… Такая война страшная!
В августе 1945-ого года пришёл с фронта треугольный конверт от отца, на обратном адресе стояла надпись: «Проездом. Москва». Витя решил, что отец возвращается домой и, не распечатывая конверта, он стал «салютовать» молотком победу. Но когда они распечатали письмо, оказалось, что отец едет проездом через Москву на новый фронт, на восток – на войну с Японией. Так что «салютовал» и радовался Витя со своей мамой напрасно.
Пётр Миронович Мяукин вернулся из Маньчжурии после капитуляции Японии. За время войны он был четырежды ранен, дважды контужен, трижды воевал в штрафных ротах. В письмах он писал, что награждён пятью боевыми орденами, но приехал только с двумя – Орденом Славы III степени и Орденом Отечественной войны II-ой. Когда Виктор спросил у него: «А где остальные?» – ответил, что представляли ещё к трём, но поскольку всё время был на передовой, ордена до него не дошли.
Он был старшим сержантом, командиром взвода связи, прошёл тяжёлый путь от Сталинграда до Праги, где и встретил День Победы, где и была сделана эта фотография.
Пётр Миронович Мяукин вернулся домой победителем с боевыми наградами. А мой прадедушка Витя от своего отца унаследовал любовь к жизни, к тому, что иногда приходится «плыть и против течения». А ещё он унаследовал от него любовь к русскому поэту Сергею Есенину, который мне тоже очень нравится. Я всегда любила слушать, как прадедушка читает стихи Есенина. Наизусть и очень много!
Я считаю, поколение моих предков очень достойно вынесло все тяготы, и страшные испытания военного времени. На войне русские, украинцы и сыны других народов воевали в едином братском строю. Мой прадедушка Витя говорил, что даже в страшном сне они не могли представить себе, что когда-нибудь Советский Союз уйдёт в прошлое. Если бы они дожили до нашего времени, они никогда бы не позволили разрушить нашу страну!
Однажды Маршал Победы Георгий Константинович Жуков в своих воспоминаниях написал такие слова: «Столько жизней отдано за Победу, что, если вы не сохраните её результатов, потомки вас проклянут». И я хочу сказать, что поколение моих прадедов заслуживает всяческого уважения.
Мы в нашей семье храним память о наших прадедах, бережём их фотографии и письма, их награды. Я горжусь ими!
Маруся, 8 лет
Тоня Заблоцкая: «Заметки, такие памятные фотографии военных лет храните и знаете историю своих предков. Очень трогательно! И нам очень приятно, что и мы оказались в Вашей истории. Мяукины, вы такие Молодцы!!!!«