25 января 2018 года в 10 часов в Актовом зале МВД Карелии состоялось мероприятие, посвящённое 100-летию Уголовного розыска Карелии.
По материалам сайта МВД Карелии:
К 100-летию уголовного розыска Карелии – приоткрыть «нераскрытое дело «Кристалла»
Известный карельский журналист едва не погиб, преследуя злоумышленника
Многие десятилетия это происшествие называют одним из самых громких преступлений. Вокруг него до сих пор витают слухи, а события того майского дня обросли вымышленными подробностями. Но, несмотря на то, что широкая публика так и осталась уверенна, что громкое ЧП завершилось «ничем», эта история прочно вошла в летопись славных страниц карельского уголовного розыска.
Сегодня многое из примет того времени покажется странным. Так, в конце 70-х, центр столицы КАССР будним вечером, действительно, мог пустовать – ни людей, ни машин. Но разительное отличие касалось не столько обстановки, — по-другому мыслили люди, которые в то время жили, работали, чувствовали. Идеология советского общества отрицала понятие частной собственности. Куда ни кинь взгляд, — кругом общее «социалистическое имущество». И это на фоне лозунгов о долге, строгости к себе и участии в жизни общества. Приведенные оговорки помогают лучше вникнуть в откровенное повествование одного из ключевых свидетелей нападения на ювелирный магазин «Кристалл» в Петрозаводске.
Стал этим свидетелем заслуженный журналист Республики Карелия, председатель Госкомитета по телевидению и радиовещанию Республики Карелия (затем ГТРК «Карелия») Валерий Тольский. К маю 1979 года он был знаком с представителями правоохранительной структуры республики в связи с подготовкой совместного проекта. Телепередача, посвященная деятельности милиции, была уникальной для отечественных СМИ. Много позже карельский опыт переймут другие регионы. А пока на повестке той весны — обсуждение и подготовка тем нового телевизионного журнала «02», общение с представителями руководства МВД, а также встреча с главой ведомства – Виктором Мяукиным, которая состоялась 7 мая. На нее были приглашены режиссер Алла Вендонен и главный редактор Валерий Тольский. В ознаменование сотрудничества Валерию Анатольевичу был вручен знак «Отличник советской милиции». Время спустя экс-министр Виктор Петрович скажет, что как в воду глядел, отмечая журналиста милицейским атрибутом… Буквально на следующий день, 8 мая 1979 года в седьмом часу вечера в республике будет зарегистрировано происшествие, как тогда говорили «всесоюзного масштаба». И Тольскому в нем выпадет ведущая и очень опасная роль.
Министр внутренних дел по Республике Карелия Виктор Мяукин вручает нагрудный знак «Отличник советской милиции» Валерию Тольскому. |
Весенний вечер был наполнен атмосферой спокойствия. Предстояло празднование Дня Победы. Центр карельской столицы был практически безлюден. Валерий выходил из здания магазина на проспекте Карла Маркса, когда услышал странные крики. «Как позднее понял, они доносились из ювелирного магазина «Кристалл», — вспоминает журналист, — а в тот момент мое внимание привлек молодой человек, одетый весьма странным образом. На нем была шапка с прорезями для глаз. Какой инстинкт сработал – не знаю. Но, крикнув «Я – сотрудник милиции!», рванул к нему…»
Началась погоня. Подозрительный прохожий (Тольский еще не знал о том, что произошло в ювелирном магазине) пытался скрыться от преследователя в ямке Онежского тракторного завода. Рядом с местом событий двое молодых людей выгуливали собаку – боксера нежно-персикового цвета. «Придерживаясь той роли, которую выбрал, я сурово сказал им, что являюсь сотрудником милиции, и попросил помощи. Так и получилось, что мы втроем последовали за убегающим…» — продолжает повествование Валерий Анатольевич. В то же время началось тонкое переплетение случайностей, о которых многие годы знал лишь ограниченный круг лиц.
Архивное фото. Работники магазина «Кристалл» 70-ые годы |
Современная инсценировка. Работники магазина «Кристалл» 2017 год. |
«Попытка первая. Нежно-персикового цвета…» Хозяин боксера дал команду псу задержать злоумышленника. Впопыхах собака отреагировала стремительно, но допустила ошибку. Зверь вцепился в ногу бегущего… Тольского! Это заставило вымышленного милиционера замедлиться и привело к смене последовательности. Теперь вперед устремился боксер, за ним двое молодых людей, а Валерий немного отстал. Собака нагнала преступника, закружилась. Тут и раздались выстрелы. Пес упал.
Мысленно много раз главный свидетель возвращался к тем событиям и вновь вспоминал то ощущение нереальности окружающей обстановки, которое испытал в миг услышанных «хлопков». На глазах погибло живое существо. Но почему-то до конца не верилось, что в руках преступника оружие, способное сиюминутно лишить жизни. Преступник стал целиться в Тольского, причем в голову, — «Он же помнил, что я представился правоохранителем… А я от выстрелов закрывался рукавом пальто. Этот бессознательный жест сейчас кажется неразумны, но, повторюсь, не верилось, что все происходит наяву».
«Попытка вторая. Инстинкт их погубил». Бег по парку утомил и преследователей, и преступника. В районе здания ОТЗ при подъеме в гору неизвестный, все еще находившийся в балаклаве, стал заметно уставать. Со сбитым дыханием, покачиваясь, он остановился и открыл огонь от пояса. «Ребята инстинктивно прижались друг к другу, но это их и погубило, — вспоминает рассказчик, — В результате, один был тяжело, а другой смертельно ранен. И вот картина – двое лежат на газоне в судорогах. И один кричит: «Мент, догони и убей его!». Позже я узнал, что этот парень недавно вернулся из мест лишения свободы, где отбывал наказание за нетяжкое преступление…»
Валерия Тольского, по его признанию, в этот момент просто задушила злость. Возможно, именно эмоциональное переживание придало сил. У бывшего ДК ОТЗ он догнал неизвестного, причем заметил, как тот скинул в реку Лоссосинку головной убор.
«Оставьте меня, оставьте – какой-то жалкий и почти плачущий голос услышал Валерий из-за колонны здания ДК, — Вы же видите, что мне нечего терять…»
Оба очень запыхались. Журналист прохрипел «Бросай оружие!». Но преступник устремился в сторону улицы Герцена.
«Попытка третья. Если бы…» Здесь, не в парке, бегущим стали попадаться люди. В основном, это были женщины. Они шарахались от двух странных мужчин. А один офицер Советской Армии, случайно повстречавшийся редактору, просто не отреагировал на просьбу помочь задержать опасного преступника.
Тем временем, в дежурной части МВД КАССР уже знали о ЧП. Было установлено, куда направился нападавший. «Мне и в этой ситуации повезло, — комментирует рассказчик. – Сотрудник милиции, который выскочил из дежурной части, в парке обнаружил труп, а рядом истекающего кровью человека. Оценив обстановку, он приготовил табельное оружие и бросился в погоню. Возможно, заметив меня, он мог выстрелить на поражение…»
В районе улицы Антикайнена преследуемый забежал под арку дома. Стало понятно, что он спрятался. Оставив подежурить у этого места случайного прохожего, Валерий Тольский, заметив следующую по дороге машину милиции, пытался ее остановить… Время спустя выяснилось, что злоумышленник исчез.
На следующий день в эфире карельского телевидения произошло небывалое событие. Прерывается федеральное вещание, на экранах – ведущий передачи «02», действующий сотрудник карельского МВД Александр Истомин. Он обращается к жителям Карелии с просьбой помочь в розыске того, кто совершил разбойное нападение. При этом без предупреждения отключается вещание на Мурманскую область (через республику велась ретрансляция сигнала на Заполярье). Конечно, по Петрозаводску поползли слухи о происшествии, которые прирастали небывалыми подробностями. Журналистам тогда Александр Александрович заявил – не появлюсь в эфире, пока не раскроем дело. И мало кто знает, что в результате комплексных действий личность преступника была установлена.
В материалах уголовного дела содержатся следующие сведения. В ювелирный магазин Кристалл вечером 7 мая неспешно зашел молодой человек. Перед прилавком он остановился. И вдруг, достав левой рукой пистолет, выстрелил в плечо кассиру. Женщина закричала. Ее напарнице нападавший брызнул в лицо неким жидким составом. В ямке парка Онежского тракторного завода в последующем была найдена выброшенная обойма. Таким образом, преступник, стараясь застрелить Валерия Тольского, успел потратить два магазина патронов. Примечательно, что преступник, устроивший разбойное нападение, так ничего и не взял. Хотя ценностей в ювелирном отделе было немало – причем не только украшения, но и наличные деньги, а также лотерейные билеты.
Описывали нападавшего так – очень молодой человек. Среднего или чуть выше среднего роста. С длинными светлыми волосами. В очках.
Карельская милиция при раскрытии такого резонансного дела показала все, на что была способна. К примеру, было проведено несколько баллистических экспертиз, установлен тип оружия и возможные места его переделки (милиция уже знала, что пистолет модернизировали). Металлическая стружка из цеха предприятия или учебного заведения, обмолвка на улице случайного прохожего или немного похожее происшествие на юге страны – всему уделялось внимание. Оперативники, за десять лет не допустившие в республике ни одного «глухаря» при раскрытии убийств, не могли оставить громкое дело неразгаданным. В докомпьютерную эпоху была отработана информация, включавшая сведения о тысячах лиц.
Иллюстрацией колоссального объема проведенной работы служит тот факт, что при оперативно-розыскных мероприятиях, направленных на выяснение подробностей разбойного нападения на «Кристалл», было раскрыто еще два десятка преступлений. В том числе, стражами порядка был изъято несколько экземпляров оружия – от пистолета Макарова, похищенного у подвыпившего офицера, до экзотического Парабеллума.
Казалось бы, широкой публике так и не представили конечный результат. Но точно можно утверждать, что уголовный розыск МВД КАССР свое дело сделал.
Из публикации карельского издания – «Было ясно, кто это совершил, но прокуратура не стала отправлять дело в суд, поскольку не было найдено вещественное доказательство – пистолет, из которого преступник стрелял. Тот гражданин отсидел за другое преступление…»
Подозреваемого – в данной криминальной истории он и останется в таком статусе — к тому времени успели призвать в Вооруженные силы, откуда он дезертировал. В признательных показаниях и при выезде на место совершения преступления были прояснены абсолютно все детали. Но пистолет так и не был найден. В подобной ситуации признания молодого человека не могли стать веским доказательством в ходе судебного разбирательства. Свой тюремный опыт он получил в связи с самовольным оставлением войсковой части.
Такова участь уголовного розыска – лишь много лет спустя раскрываются подробности серьезнейших преступных коллизий. Как знать, может быть, через десятилетия станут известны подробности многих дел, над которыми сегодня работают карельские оперативники.
https://10.мвд.рф/