Наталья Дубинина в память о Н.М. Конжиеве

Н.М. Конжиев и его роль в развитии науки  воспитания в Карелии

( Выступление на Первых педагогических чтениях имени Н.М.Конжиева, г. Петрозаводск, 2013 г.)

Когда я впервые приехала в Российскую академию образования ( РАО) и на встрече с академиком Г.Н. Филоновым сказала, что я ученица Н.М. Конжиева, занимаюсь вопросами патриотического воспитания молодежи, он тут же при большой занятости бросил свои дела и уделил часа полтора своей беседы. Поинтересовавшись здоровьем Н.М. Конжиева, вспомнил блистательную защиту его диссертации, верность своей теме,  подарил очередную свою монографию и передал традиционный поклон Николаю Михайловичу. Эта встреча была в 2000 году. Сейчас доктору философских наук, профессору, действительному члену РАО Георгию Николаевичу Филонову 91 год. В очередном номере «Педагогика» вышла его статья. В зале его ученица – доктор педагогических наук Н.А. Савотина, заведующая лабораторией социально-педагогических технологий воспитания РАО.

Потом произошла еще одна важная встреча в моей жизни. На Поклонной Горе проходило одно из мероприятий патриотической направленности, где меня познакомили с  А.Н. Вырщиковым, д.п.н. из Волгограда. Узнав, что я от Н.М. Конжиева – дал свои контакты, подарил монографию и передал низкий поклон Н.М. Конжиеву. И сегодня в на нашем форуме присутствует ученик и последователь – к.п.н. М.Б. Кусмарцев.

Волей судеб  здесь неслучайно присутствуют представители трех научных школ России, которые внесли серьезный вклад в изучение теории и практики воспитания гражданственности и патриотизма молодежи.

Мы обращаемся к личности Николая Михайловича Конжиева, чтобы освободить и уберечь теорию и практику патриотизма от упрощения, дилетанства и политических манипуляций.

Говорить и писать о своем учителе  трудно и ответственно, потому что для этого мудрого и светлого человека не хватает достойных слов. Речь идет не о любви или верности, (это было и есть), а об уважении к человеку, у которого Родина, История и Наука в помыслах и действиях – сливались в триединое Я.

Он корнями весь русский, наш карельский из Пудожского края, как сказал о нем Ю.В Линник «пудожские корни – всеохватная крона» Он был сильный мужчина и интеллигентный человек, которому чужда была пошлость во всех её проявлениях. Высочайшая духовная культура и фундаментальные научные знания создали Николаю Михайловичу непререкаемый авторитет в российском научном сообществе.

В конце XX века тема патриотического воспитания была не очень популярна, но с приходом к управлению государством Владимира Владимировича Путина,  патриотизм становится основой государственной политики и образовательной практики.

В системе образования и науки, Н.М. Конжиев  шёл самобытным путём: учитель, директор сельской школы, заведующий районного отдела образования, заведующий кафедрой педагогики  Карельской государственной педагогической академии до последних дней своей жизни.

Его  творческая активность и   невероятная работоспособность позволяли  многое совмещать.

  1. Так, читая все педагогические курсы на очных и заочных отделениях, он руководил кафедрой, по сути дела, постепенно превратив ее из учебно-организационного подразделения, сугубо методической ориентации, в профессионально растущую, быстро крепнущую творческую единицу, имеющую выход на самые передовые рубежи отечественной педагогики. В работе ему помогали друзья и единомышленники: Ихалайнен Петр Иванович, ректор с 1964-1975 гг., Г.С. Прозоров, зав.кафедрой педагогики и психологии,  Тарланов З. К. зав.кафедрой русского языка, В.П. Крылов кафедра литературы, Мещерский Н.А., первый доктор наук КГПИ.

  1. Николай Михайлович был председателем Карельского республиканского совета педагогического общества РФ с 1972 по 1992 г.г., взяв на свои плечи проблемы профессионального роста коллег и учителей районов Республики Карелия. Он активно сотрудничал с Общественным институтом патриотического и интернационального воспитания при Центральном совете Педагогического общества РСФСР, где неоднократно печатались его материалы, поддержку оказывали Бритвихин Анатолий Николаевич, Геккин Геннадий Григорьевич, Разбивная Галина Анатольевна.
  1. Н.М. отдавал много сил работе со студенческой молодежью, особенно приобщению к учебно-исследовательской работе. Всегда открытый новым научным веяниям и идеям, Н.М. собирал вокруг себя коллег и особенно молодых специалистов из разных сфер деятельности. Он мог излагать сложнейший научный материал без занудливой серьезности, приковывая внимание слушателей. Лекции  были максимально впитываемыми, от его логики и убежденности  у многих пробуждался интерес к педагогической науке и практике, тому подтверждение – создание профориентационного лагеря «Юный педагог – школа юных учителей» (Э.Д.Степанова, С.М. Лаврушина).
  1. Представляя кафедру в Ученом Совете Вуза, Н.М. считал своим долгом заботиться об общей педагогической культуре на всех факультетах и постоянно добивался введения новых курсов и специальных дисциплин (педагогика межнационального общения, социальная педагогика, управление образовательными системами, методика работы классного руководителя, методики преподавания специальных дисциплин и т.д.).
  1. В районах республики он выступал с лекциями, считая своим непременным долгом обозначить приоритеты и дать четкие ориентиры для учителей-практиков. Н.М. Конжиев выступал с обобщением исследовательской деятельности, вносил предложения в разработку перспективных программ и проектов педагогов-воспитателей, предметников, руководителей  системы образования.
  1. В эти же годы Николай Михайлович напряженно работал, заканчивая и оформляя свой фундаментальный труд по теме: «Научно-пед. основы построения и функционирования системы военно-патриотического воспитания учащихся в средней общеобразовательной школе», труд требовал самой широкой историко-педагогической эрудиции и должен был вписаться в идеологические приоритеты времени (90-е го
  1. Когда в 1973 году Н.М. принял кафедру педагогики, в ее составе не было дипломированных специалистов высшей школы, поэтому можно смело сказать, что Н.М. стоял у истоков научного потенциала кафедры педагогики, члены которой до того были методистами-практиками. Он стал организатором и руководителем научно-педагогических кадров высшей квалификации, при нем впервые в Карелии была открыта аспирантура по педагогике и защищены впоследствии диссертации, действующими членами кафедры педагогики по разным направлениям. В этот период были установлены хорошие контакты кафедры педагогики с родственными кафедрами вузов страны: РГПУ им.А.И.Герцена, МГУ им. М.В.Ломоносова, вузами Мурманска, Архангельска, Пскова и др.
  1. Николай Михайлович издавал учебные пособия, они были часто первой апробацией важной идеи или гипотезы, которую он затем разворачивал на более широком материале в центральных и академических изданиях или в работе своих аспирантов (Г.А. Поснова, А.М. Воронов, Э.Э.Слабунова, Р.Е. Ермоленко, М.С. Гвоздева, Н.Л. Сюнева, Р.А. Кемза и др. ).
  1. Приверженность традициям своего народа с самого раннего детства и до последних дней определяло жизненное мироощущение, нравственные приоритеты, бытовую сторону жизни, но самое главное это направления научного творчества его и его учеников – социогуманитарное, культурно-историческое и психолого-педагогическое.
  1. Научные работы Николая Михайловича были посвящены проблемам военно-патриотического воспитания. Формулируя важнейшее эмпирическое обобщение о системе работы общеобразовательной школы, воспитательной работы в современной сельской школе, он сумел рассмотреть военно-патриотическое воспитание школьников как социальную и историко-педагогическую проблему, что позволило в итоге сформулировать выдающуюся концепцию – обобщение об  уровнях системной гармоничной организации воспитания школьников: национальное воспитание, интернациональное воспитание, поликультурное воспитание, планетарное воспитание. В структуре этой интеграции ведущее место занимает воспитание гражданина-патриота, осуществляемое в условиях специально организованной воспитательной системы.
  1. В Н.М. Конжиеве от рождения были заложены хорошее здоровье, большой ум и способность к научному синтезу. Он обладал хорошим чутьем на научную новизну, огромным научным багажом, трудолюбием и целенаправленностью работы. В этом отношении он был похож на глубоко уважаемого им В.И. Вернадского (день рождения которого тоже 12 марта).

Педагогическая наука – это сгусток множества наблюдений, описаний, экспериментов, умноженный на логику ума исследователей и научный опыт предшествующих поколений.

Педагогическая технология – это реальное материальное воплощение того, что открыла наука. В технологии воплощается малая доля открытий фундаментальной науки, но зато включаются огромные массы людей, средств и материалов.

В науке все решают личности и коллективы под их руководством.  Н.М. Конжиеву  удалось подготовить именно тех, которые способны руководить и быть не просто управленцами, но и лидерами.

Сегодня нашей стране нужны не ученые-статисты, а мыслители-личности, которые способны подготовить фундамент и реализовать государственную политику в сфере воспитания молодёжи, таким  был Николай Михайлович Конжиев – УЧИТЕЛЬ, УЧЕНЫЙ, ГРАЖДАНИН, ЧЕЛОВЕК.